Материал подготовлен врачом-травмотологом-ортопедом Багриновской Ириной Лейбовной.
СОВЕТЫ ВРАЧА-ОРТОПЕДА

В наш детский сад ходят дети с ортопедическими заболеваниями.
Ортопедические заболевания бывают врожденными ( врожденные вывихи бедер, косолапость, кривошея, аномалии развития верхних и нижних конечностей), генетической ( несовершенный остеогенез, наследственные заболевания костно-мышечной системы), а также приобретенными (сколиотические деформации позвоночника, плоскостопие, искривление оси конечностей, асимметрии конечностей, вторичные заболевания костно-мышечной системы на фоне неврологических, хирургических, эндокринологических,психических, глазных заболеваний).
Что надо знать родителям, у детей которых имеется ортопедическое заболевание? Я расскажу вам о наиболее встречающихся заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Сколиотические деформации позвоночника

Сколиотическая деформация позвоночника – это боковое искривление позвоночника, сопровождающееся скручиванием позвонков. Чтобы избежать этого заболевания или выявить его на ранних этапах развития, родители 1 раз в год должны показывать своего ребенка врачу-ортопеду. А сами родители должны обращать внимание на то как сидит, стоит, ходит ваш ребенок, какая у него домашняя мебель, кровать, сумка.
Спать ребенок должен на жесткой постели, подушка должна быть плоской до 3-4см высотой.
Детская мебель должна соответствовать росту ребенка. Стул должен быть классический со спинкой,1/4 часть сидения должна быть задвинута за крышку стола. Между грудью ребенка и краем стола должен проходить один кулак. Ноги ребенка должны быть опущены, стопы стоять на полу. Углы в локтевых, тазобедренных, локтевых, голеностопных суставах должны быть около 90 градусов. Ребенок должен сидеть прямо.

Так сидеть неправильно Так сидеть правильно
Если ваш ребенок любит носить детскую сумку, то предпочительнее, чтобы это был детский легкий рюкзачок.
Каждый день, несмотря, что в детском саду проводятся физкультурные занятия, занятия ЛФК, вы с вашим ребенком в течение 10 минут должны сделать 3 упражнения:
1. Имитация плавания брассом. 10 раз.
2. Детские отжимания от пола. 10 раз.
3. Упражнения для брюшного пресса. 10 раз.
Спросите ваших детей, дети знают, что это за упражнения и как их выполнять.


В выходные и праздничные дни надо сделать настоящую физкультуру в течение 20-30 минут. Примерный комплекс упражнений такой.

1. И. п.— стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, разводя локти в стороны, и опустить вниз.
2. И. п. — то же. Руки вверх, потянуться, бросить мяч назад, через стороны руки вниз.
3. И. п. — стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку.
4. И. п. — стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, смотреть вперед. Наклоны вправо и влево.
5. И. п. — лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить («ножницы»).
6. И. п. — лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Дыхательное упражнение. Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе — опускались.
7. И. п. — лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении, считая до 5—10.
8. И. п. — лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении, считая до 3—5.
9. И. п. — лежа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища с одновременным выпрямлением рук в стороны — вдох; вернуться в и. п.
10. Лежа на спине. Поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). Отдых лежа на спине, спокойное дыхание в произвольном темпе — 20—30 с.
11. И. п.— лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь и сближая лопатки; лечь, расслабляя мышцы.
12. И. п. — лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти —«мост».
13. И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, руки в стороны, вверх, потянуться, руки в стороны и вниз.
14. И. п.— стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3—5 с. То же другой рукой и ногой.
15. И. п.— стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак; поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Через стороны руки вниз.
16. И. п. — основная стойка, палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой.
17. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, наклон в сторону, смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же в другую сторону.
При выполнении упражнений надо следить, чтобы дети правильно дышали, не задерживая дыхание. После выполнения упражнений рекомендуется походить по комнате обычным шагом, сохраняя правильную осанку; дыхание полное, глубокое (на 3 шага вдох, на 5—6 —полный выдох). Продолжительность ходьбы 2—3 мин. Каждое упражнение делать по 5-10 раз.
Такой комплекс упражнений можно заменить сеансом плавания в бассейне или ходьбой на лыжах с палками в зимнее время.
Плоскостопие – плоская стопа – изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

При плоскостопии дети часто жалуются на оли в ногах, повышенную утомляемость.

Большую роль в формировании стоп у детей играет и правильно подобранная обувь. Она должна быть с твердым задником, на каблучке, с супинатором.

ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ
ПОДАВАЙТЕ ИМ ПРИМЕР ВО ВСЕМ
ПУСТЬ БУДУТ ЗДОРОВЫ ВАШИ ДЕТИ

Врач-ортопед Багриновская И.Л.