Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 13 » Развивающие занятия дл учащихся 2-3 класса. «Школа самовыражения» - 1-4 классы
10:59

Развивающие занятия дл учащихся 2-3 класса. «Школа самовыражения» - 1-4 классы





Рабочая программа «Школа самовыражения» для учащихся 1-4 классов начального общего образования в двух частях.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2007г., 55 с.

Рабочая программа «Учись управлять собой» для учащихся 1 - 2х классов, соответствует требованиям, предъявляемым к структуре и созданию программ, соответствует государственному и национально-региональному компоненту образовательного стандарта.

Департаментом образования Администрации Свердловской области, выдан сертификат соответствия № 0310 - ОП от 10. 02. 1997

Рабочая программа «Через самовыражение к самопознанию» для учащихся 3-4-классов, соответствует требованиям, предъявляемым к структуре и созданию программ, соответствует государственному и национально-региональному компоненту образовательного стандарта

Департаментом образования Администрации Свердловской области, выдан сертификат соответствия № 0311 - ОП от 10. 02. 1997

Автор: Сафонова Л. В., канд. пед. н., доцент, зав. кафедры социально- культурных технологий УрГПУ

Рецензенты: В.В. Колпачников, канд. психол.н., доцент ИРРО

В.Я. Гельмут, канд. пед.н., зам. директора по научной работе

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

4

2. Учебно-тематическое планирование

20

2.1. Учебно-тематический план программы «Учись управлять собой» для 1-2х классов

20

2.2. Учебно-тематический план программы «Через самовыражение к самопознанию» для 3 - 4х классов

23

3. Содержание дисциплины

3.1. Содержание дисциплины «Учись управлять собой», 1 класс

24

3.2. Содержание дисциплины «Учись управлять собой», 2 класс

29

3.3. Содержание дисциплины «Через самовыражение к самопознанию», 3 класс

33

3.4. Содержание дисциплины «Через самовыражение к самопознанию», 4 класс

36

4. Требования к уровню подготовленности школьников

39

5. Перечень учебно-методического обеспечения

44

5.1. Дидактические пособия, развивающие игры

44

5. 2. Оборудование

46

5. 3. Учебно-методические пособия

47

6. Заключение

49

7. Литература

51

8. Сведения об авторе

54

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из острых проблем обучения в начальной школе является проблема сдерживания активности спонтанного, подвижного, эмоционального ребенка и, наоборот, активизация инертных, пассивных и малоподвижных детей. В результате, учитель стремится сформировать некий оптимальный для учебной деятельности уровень активности ребенка.

Анализ состояния образовательного процесса в начальной общей школе; инновационного педагогического опыта; научных работ и психолого-педагогических исследований; актуализировал ряд противоречий в педагогической теории и практике, относящихся к психосоциальным аспектам здоровья школьников.

Первая группа противоречий характеризуется тем, что учебная деятельность порождает достаточно много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.

Вторая группа противоречий порождается тем, что самовыражение и самопознание эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития личности ребенка, а в качестве механизма саморазвития не рассматриваются.

Третья группа противоречий обусловлена рассогласованием спонтанной природы эмоций у младших школьников и рациональной концепцией образовательного процесса.

Естественно, что осознание ребенком своих эмоциональных и регулятивных резервов, управления ими, обогащение субъектного опыта личности, овладение способами разумного использования возможно только при эффективном взаимодействии с педагогом.

________________

стресс (англ.) - напряжение

Недостаточная научная разработанность, теоретическая и практическая значимость сбережения эмоционального и психосоциального здоровья младших школьников, актуализировали необходимость поиска конструктивных способов разрешения обозначенных противоречий, разработки условий воспитания навыков самовыражения, самопознания, обоснования возможности младших школьников регулировать свои эмоциональные проявления.

Основная педагогическая задача определяется необходимостью введения ребенка в новый для него мир отношений, в мир школы. Ребенок переходит от свободного проявления своих потребностей, к обязательной, общественно значимой деятельности. У него появляются новые возможности для саморазвития при ведущей роли учебного труда.

Современные позиции политики образования в России при определении приоритетов начального общего образования, выводят на первый план развитие и формирование позитивного отношения учащегося к самому себе, к учебной деятельности и окружающему миру. Особое значение при этом, имеет освоение социального опыта, в результате чего формируется субъектный опыт школьника.

Теоретические положения о возрастных закономерностях психосциального и эмоционального развития личности (Л. С. Выготский, Г. Дюпон, Д. Ловингер, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон) раскрывают появление в младшем школьном возрасте таких новообразований, как компетентность, умелость, стремление к самопознанию и открытость новому эмоциональному опыту. Д. Б. Эльконин обосновал необходимость развития рефлексии у младших школьников. Все это позволяет сделать вывод о том, что, данный возрастной период является сензитивным для воспитания навыков саморегулирования эмоций.

Анализ научных исследований показал, что проблема гармоничного развития чувственной и познавательной сфер личности, их взаимодействия и взаимовлияния в образовательном процессе традиционно занимала умы на протяжении всей истории человечества.

Вместе с тем, традиционная форма построения учебно-воспитательного процесса, вербально-логическое и визуально-логическое изложение материала, приводят преимущественно к накоплению прагматических знаний, умений и навыков, развитию в большей степени интеллектуальной, чем эмоционально-чувственной сферы. Вследствие чего, у школьников блокируется способность понимать, осознавать и личностно принимать на интуитивно-эмоциональном уровне весь комплекс выразительных средств окружающей действительности, межличностных взаимоотношений и взаимодействий.

Программа «Школа самовыражения», включает не только элементы психогимнастики, но и элементы тренинга навыков самовыражения в ситуациях общения и взаимодействия, как в учебной, так и во внеучебной деятельности младших школьников.

В программе «Школа самовыражения» выделены два этапа обучения, подобная градация обусловлена возрастными особенностями физического, психического и социального развития младших школьников:

  1. 1 этап обусловлен необходимостью адаптации ребенка к школьному обучению. Поскольку оно насыщено напряженными, постоянно меняющимися и необычными условиями жизнедеятельности ребенка, создавая тем самым стрессогенность, как в ситуациях школьного, так и внешкольного взаимодействия. Ситуативный стресс порождает рост напряжения в самочувствии младших школьников. Поэтому для учащихся 1-2х классов разработана программа развивающих занятий «Учись управлять собой»;
  2. 2 этап обусловлен завершением периода адаптации ребенка к школе. Для детей 9-10 лет характерно относительно спокойное и равномерное физическое развитие. Учащиеся 3-4-х классов достаточно жизнерадостны, уравновешены, эмоциональны, активны в общении, любознательны, живо интересуются всем, что их окружает. Поэтому для учащихся 3-4х классов разработана программа развивающих занятий «Через самовыражение к самопознанию».

Главная функция «Школы самовыражения» - обеспечение условий для познания и усвоения ребенком способов выражения своих мыслей, чувств и переживаний, создание условий для продуктивной адаптации ребенка в микросреде школьного социума, что создает благоприятные условия для формирования общих учебных навыков.

Следует отметить, что знания о человеке, как объекте самопознания, рассредоточены в школьной программе по разным предметам, в рамках которых, ребенок не может получить тех знаний, которые бы помогли ему составить психологический портрет самого себя: каков он, каковы его возможности, каков творческий потенциал, по каким психологическим законам он развивается. Младших школьников интересуют вопросы построения взаимоотношений между людьми: как познать окружающих людей и своё отношение к ним, как понять и разобраться в своих чувствах, как реагировать в трудных ситуациях.

Отправной точкой к разработке данного курса стали методические рекомендации к Урокам самовыражения доктора педагогических наук, профессора Уральского государственного педагогического университета А. Ф. Лобовой.

В программу развивающих занятий с учащимися первых и вторых классов, заложена целостная методическая система воспитания навыков саморегулирования эмоций в учебной деятельности на основе синтеза
психологии и различных видов искусств. Система развивающих занятий дает возможность практически реализовать разработанные нами педагогические условия, что обеспечивает эффективное решение поставленной проблемы.

Работая с младшими школьниками, в начальной школе мы руководствуемся следующими соображениями:

С поступлением в школу внутренний мир ребенка меняется. Ведущим становиться мотив долженствования, хотя мотив желание еще очень сильны у многих. Конфликт мотивов «Хочу - Надо» может вызвать у ребенка как проявление негативизма и агрессии («Я больше не пойду в школу, мне там не нравиться!»), так и тяжелые внутриличностные конфликты, болезненные эмоции, страхи («У меня ничего в школе не получиться, я не справлюсь, я боюсь...»). Этот конфликт может изменить личность ребенка.

Эмоциональное состояние и самочувствие ребенка зависит от системы традиционных школьных отметок, смысла которых ребенок часто еще не понимает, но регулятивную функцию, которых наблюдает каждый день. Предвосхищать или игнорировать свои отметки он не умеет. А поэтому недоумевает или, напротив, радуется, когда оказывается, что отметка не соответствует затраченным усилиям. Расстраивается, если чувствует в отметке несправедливость («Наташе все время ставят пятерки, ее любят»).

Отношение младшего школьника к себе и окружающему миру нестабильно, оно зависит от множества непрогнозируемых им факторов: слов учителя и детей, советов родителей, школьных норм, личных успехов и неудач.

Эти особенности психологической атмосферы пребывания ребенка в школе и сформировали наши подходы к взаимодействию и взаимоотношениям с учащимися.

Обучение школьников способам осознания своего внутреннего мира, убедит их в том, что они способны сами строить свое будущее, и, со временем не будут нуждаться в помощи взрослых. Необходимо помочь ребенку найти источник эмоциональной боли и затем, используя определенные методы, удалить эти блоки, стоящие между ним и его самосознанием. Подход этот основан на некоторых предпосылках.

  1. Энергия проявляется в эмоциях, сопровождающих любые значимые для нас события;
  2. Энергия находится в мыслях и убеждениях, возникающих у нас по поводу этих событий;
  3. Эмоции имеют тенденцию следовать за мыслями, поэтому размышление может привести к эмоциональному удовлетворению, но следует помнить, что «умственный мусор» вызывает эмоциональную боль;
  4. Изменения в мыслях приведут к изменениям в проявлении чувств.

На 1 этапе развивающих занятий школьник учится распознавать мысли, ведущие к эмоциональной боли и убеждения вызывающие проблему, а затем, распознавать продуктивные способы мышления. Изменение отношения к неприятному событию или явлению, воздействует на изменение восприятия и формирует образ свободный от этой боли. Необходимо учить школьников воспринимать конкретные события, поскольку именно они оказывают наибольшее влияние на наше самочувствие, поскольку результатом взаимодействий в конкретной ситуации могут быть как радость и удовлетворение, так и разочарование, и эмоциональный срыв.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости психологического образования школьников уже с первых лет обучения. Целью практической психолого-педагогической работы с детьми является здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие - условием, средством достижения этого здоровья (И.В.Дубровина). Основы здоровья не только младшего школьника, но и взрослого человека, на наш взгляд, заложены в эмоциональном и психосоциальном благополучии.

Анализ типологических особенностей, показал, что у детей младшего школьного возраста доминируют преимущественно потребности в саморазвитии, игре и подражании, а так же вспомогательные потребности в свободе выбора и вооруженности (опытности). В связи с чем, ведущими видами деятельности для них являются разнообразные игры, ручное и вербальное творчество. Таким образом, все содержание 1 этапа «Школы самовыражения», является лишь средством достижения игровых и творческих целей.

Игры являются той формой активности, которая лучше всего разрешается с детства, так как объект игр непременно связан с реальностью, хотя и не состоит всецело из нее. Участие фантазии в построении объекта обуславливает психическую действенность игры, ее стимулирующую силу:

  1. Образцы составляют не цель, а лишь средство в работе фантазии;
  2. Основная функция воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы.

В.В.Зеньковский сформулировал основной закон эмоциональной сферы, как закон двойного выражения чувств (99, с.37). Всякое чувство согласно этому закону, ищет свое выражение - как в телесной, так и в психической сфере; оба эти выражения чувства взаимно незаменимы и неустранимы, так что подавление одного из них влечет за собой подавление чувства вообще. Что касается телесного выражения - оно всем хорошо известно; под психическим выражением чувства следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживаемому чувству, и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и закрепить его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и служат средством психического выражения чувств человека ... так в работе фантазии материал нашего эмоционального опыта перерабатывается в целях выражения и усвоения «идеалов» (52, 62, 99).

Учитывая интеллектуальные основы личностного подхода к воспитанию и обучению, мы опираемся на три принципа: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия; амплификации.

Курс развивающих занятий «Учись управлять собой», направлен на реализацию этих идей.

Апробация программы «Учись управлять собой» осуществлялась в рамках опытно-экспериментальной работы с 1995 - 1999 гг., а затем была внедрена в образовательный процесс ряда общеобразовательных школ Первоуральска, Екатеринбурга, городов Свердловской области и показала:

1. Активизация эмоциональных устремлений школьников средствами специально организованного обучения позволила стимулировать побудительные механизмы и появление осознанных, позитивно направленных эмоциональных устремлений к эмоциональному саморегулированию.

2. Анализ результатов мониторинговых исследований уточнялся нами в беседах с педагогами, родителями и детьми, - это позволило вносить своевременные коррективы в ситуации школьного и семейного взаимодействия, оказывать адресную помощь конкретному ребенку, его родителям, семье и педагогу.

3. Наиболее адекватными и эффективными педагогическими условиями воспитания культуры эмоций у младших школьников, являются:

  • психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания;
  • мониторинг эмоционального самочувствия и состояний;
  • реализация учебной программы «Учись управлять собой», направленной на нейтрализацию и нормализацию негативных эмоциональных переживаний, стабилизацию психологически комфортного состояния и формирование конструктивного поведения младших школьников;
  • технологическая карта типичных эмоциональных проблем и рекомендаций по их разрешению.

Второй этап «Школы самовыражения» для учащихся 3-4 классов представлен программой развивающих занятий «Через самовыражение к самопознанию» и является попыткой восполнить отсутствие необходимых знаний у ребенка о себе и своих взаимоотношениях с окружающим миром.

Концепция программы базируется на взглядах, имеющих принципиальное значение:

- знания, усваиваемые ребенком, должны иметь личностный смысл, который связан с переживанием знаний;

- «переживание» является основным дидактическим принципом преподавания;

- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка должен охватывать «зоны актуального и ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Зона ближайшего развития ребенка интенсивно заполняется:

  1. контекстуальным характером обучения, предполагающим наличие внутренних связей между темами (периодическая повторяемость тем обусловлена потребностью углубить и закрепить имеющиеся знания, по-новому прочувствовать и осознать их с позиций более старшего возраста, поскольку сегодня я воспринимаю себя так, завтра иначе, не говоря уже о том, каковы мои взгляды будут через год-два), а также в совместной деятельности с педагогом;
  2. образным характером преподавания. Образ обладает целостностью и одновременно многозначностью. То, что ребенок в данный момент не может воспринять с ясной осознанностью, не является для него непонятным, незаметным. Что позволяет обращаться к образу вновь и вновь, обнаруживая новые детали и подробности, способные вызвать у человека реальные ощущения, включает непроизвольные механизмы психофизической регуляции;
  3. принципом персонализации и диалогизации в ситуациях учебного взаимодействия и общения, что помогает выстроить взаимодействие, основанное на сотрудничестве и партнерских отношениях на всех уровнях (ученика и учеников, ученика и учителя, учителя и учеников) процесса обучения;
  4. принципом игрового моделирования, не смотря на то, что ведущей деятельностью младшего школьника является учение, поскольку игра занимает большое место в жизни ребенка 9-10 лет. Игровые ситуации позволяют моделировать особого рода практику поведения ребенка и создают специфические условия для тренировки и становления личностных качеств.

Следует отметить, что к 9-10 годам дети очень любят действовать сами. Они с удовольствием играют в подвижные, ролевые и дидактические игры; участвуют в играх-драматизациях; поют и танцуют; мастерят различные поделки, с особым удовольствием рисуют, поэтому в занятиях со школьниками 3-4х классов так много игр, упражнений, этюдов, элементов тренинга и сочетающих различные виды деятельности: познавательную, изобразительную, исполнительскую, коммуникативную.

Цель данного курса - создать условия, способствующие самораскрытию и самовыражению, и, как следствие, самопринятию младшего школьника.

Задачи курса:

  1. Формировать систему знаний школьника о самом себе и побуждать его к самопознанию.
  2. Способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающий мир, людей, себя, разумно реагировать и управлять собой в процессе социального взаимодействия.
  3. Создать условия для развития грамотной речи, расширения словарного запаса, учить пользоваться своим голосовым аппаратом.
  4. Создать условия для воспитания социально адаптированной личности.
  5. Научить детей осознанно действовать в ситуации выбора, быть уверенным в себе, ощущать свою «самость» и значимость.
  6. Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков в деловом и личном общении со сверстниками и взрослыми.

Содержание уроков включает небольшой по объему, но занимательный теоретический материал, психотехнические игры, упражнения, элементы тренинга, диагностические, интеллектуальные и оздоровительные игры, различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, исполнительскую, игровую и изобразительную.

Занятия проводятся еженедельно по подгруппам (численностью не более 15 человек), общий объем учебного времени - 32 часа в учебном году. Общее количество - 64часа для каждой подгруппы (3-4 класс).

Анализ индивидуально-типологических особенностей школьников 9 - 10 лет, показал, что для детей этого возраста характерно доминирующее значение вспомогательных потребностей в свободе и приобретении личного опыта. В связи с чем, актуализируются преимущественно идеальные потребности в самопознании (Г. К. Зайцев к. п. н., В.В. Колбанов), поэтому ведущими видами деятельности для них становятся рефлексивная и смыслотворческая. Но, для осознания учащимся своей уникальности и индивидуальности необходимо, чтобы обучение осуществлялось в форме творческого поиска.

Приоритетной формой работы на данном этапе «Школы самовыражения» является творческий поиск. Это своего рода лаборатория, ориентированная на поиск и создание единой для всех учеников разнонаправленной среды, где бы каждый ребенок мог найти свой интерес, реализовать свои возможности и потребности в самовыражении и самопознании, пробудить стремление к самореализации и развитию субъектного опыта.

Для качественной оценки эффективности образовательного процесса в рамках данного курса мы ввели мониторинг индивидуальной траектории развития учащегося и класса в целом. Отслеживая динамику развития учебной деятельности (УД) каждого ученика, учитель использует различные способы получения информации. Чаще всего это - тестирование, анкетирование (ученика, родителей), интервьюирование, опрос, психолого-педагогическое наблюдение.

Кроме того, ученик сам ведет мониторинг самоизменений в «Дневнике самонаблюдения». Высокоэффективными и информативными, на наш взгляд, оказались итоговые творческие работы (по теме, в конце четверти, года), мини-сочинения, позволяющие получить качественную оценку знаний ребят, их умения применить теоретические знания при анализе своих чувств, переживаний и мыслей, для рефлексии жизненных ситуаций.

В связи с этим исчезла необходимость в количественной оценке: результаты рефлексивной и смыслотворческой деятельности невозможно «оценить» количественно (хорошо, отлично, удовлетворительно и т.п.).

Вышеизложенный подход к ведению мониторинга позволяет фиксировать процесс развития субъектного опыта каждого ученика в учебной деятельности, определять уровень сформированности компонентов УД и, что самое главное, намечать систему коррекции этого уровня. Получаемая таким образом информация о динамике изменений в учебной деятельности каждого учащегося и класса используется далее при принятии педагогом управленческих решений для оптимизации образовательного процесса.

Структура мониторинга и его этапы приведены в Приложении 1.

Таким образом, основными задачами на ступени начального общего образования являются:

  • формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • воспитание чувств сопереживания и ответственности в учебной и семейно-бытовой деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми;
  • создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, приобретения навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
  • выработка желания и умения учиться, готовности к образованию и самообразованию в основном звене школы;
  • создание условий для индивидуализации процесса обучения в случаях опережающего развития или отставания.

Развитие младших школьников обеспечивается приобретением опыта организованной учебной деятельности, которая позволяет продолжить развитие индивидуальности ребенка по образовательной линии регионального (национально-регионального компонента Свердловской области) начального общего, а затем и основного общего, образования: культура здоровья (социально-психологический аспект).

Содержательная линия образования «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности» (социально-психологический аспект), определяется необходимостью изучения основ эмоционального и психосоциального здоровья на ступени начального общего образования и направлена на решение следующих задач:

  • развитие базовых представлений о единстве физического, психического и духовного здоровья как основы гармоничного существования человека в социуме;
  • формирование основных умений и навыков самовыражения, самооценки и саморегуляции эмоционального и психосоциального самочувствия, являющихся базовой основой здоровья личности;
  • воспитание активного отношения к собственному здоровью и здоровью близких людей;
  • выработка навыка справляться с напряжением, потребности самостоятельно и постоянно заниматься психогимнастикой на основе ответственного отношения к собственному здоровью;
  • получение начальных представлений о способах «совладания со стрессом» , способах действия в типичных и нетипичных ситуациях в быту, школе, общественных местах;
  • формирование основных навыков безопасной организации повседневной жизни.

Обязательный минимум содержания социально-психологического образования содержит: базовые представления о человеке как о саморегулирующейся системе. Особенности и состояние эмоционального и психосоциального здоровья, способах его сохранения в типичных и ______________

в современной науке чаще используют термин «копинг» - способность совладания со стрессом

нетипичных жизненных ситуациях.

Основные принципы и ценности эмоционального и психосоциального здоровья. Единство психосоциального здоровья и пути его сохранения. Доступные способы самооздоровления.

Личная ответственность за свое здоровье и безопасность, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни. Основные способы саморегулирования психофизического состояния и поведения в ситуациях, создающих угрозу здоровью.

Социальное здоровье личности: понимание и переживание последствий своих поступков для себя и других людей. Психическое состояние окружающих людей и способы формирования позитивных эмоциональных состояний при общении с ними.

Элементарные знания о физиологии, психологии и социальных взаимодействиях личности, используемые для сбережения психосоциального здоровья.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план программы

«Учись управлять собой» для 1-2х классов

п/п

Наименование темы

Всего

аудиторных

часов

В том числе,

теорети-ческие

практи-ческие

1 КЛАСС

1

2

3

4

5

1.

«Путешествие в психологию»

2

-

2

2.

«Сказка про меня самого»

5

-

5

3.

Я хочу здоровым быть:

2

-

2

1.Зачем человеку отдых?

1

-

1

2.«Сон приходит на порог...»

1

-

1

4.

«Путешествие в страну Сообразилию»:

10

2,5

7,5

1. Путешествие на остров Внимания

2

0,5

1,5

2. Путешествие в царство Мнемозины

2

0,5

1,5

3. Путешествие на остров Мышления

2

0,5

1,5

4. Путешествие на остров Фантазий

2

0,5

1,5

5. «Волшебные секреты»

2

0,5

1,5

5.

«Путешествие в страну Чувствилию»

4

1

3

1. Путешествие на остров эмоций

1

0,5

0,5

2. Путешествие на остров чувств

1

0,5

0,5

3. Путешествие в долину Настроение

1

-

1

4. «Волшебные секреты»

1

-

1

6.

Как я выражаю свои мысли и чувства

3

-

3

1. «Ты мне слов не говори, ты мне слово покажи»

1

-

1

2. «Про улыбку и многое другое»

1

-

1

3. Три подружки

1

-

1

7.

Мир, в котором я живу:

4

1

3

1. «Семь «Я» - моя семья»

1

0,5

0,5

2. «Я» и мои друзья

1

0,5

0,5

3. «Я» в школе

1

1

4. «Я» и другие

1

1

8.

«Сочиняем сказку...»

2

0,5

1,5

1. Про себя и многое другое...

1

0,5

0,5

2. «Жили-были первоклашки...»

1

-

1

Итого за год:

32

5

27

2 КЛАСС

1

2

3

4

5

9.

1.Самосознание и образ «Я»

4

1

3

1. О букве «Я»

1

0,5

0,5

2. Кто «Я»?, какой «Я»?, зачем «Я»?

1

0,5

0,5

3. Я думаю, чувствую, действую

1

-

1

4. Мое тело, душа, дух

1

0,5

0,5

5. Я - человек, личность, единственный, неповторимый и уникальный

1

-

1

10.

2. Самооценка

3

1

2

11.

3. Мир моих чувств

6

1,5

4,5

1. Как появляются чувства?

2

0,5

1

2. Как меняются чувства?

2

-

1

3. Мы можем научиться понимать наши чувства

2

0,5

1

4. Мы можем научиться управлять своими чувствами

2

0,5

1,5

12.

4. Как я воспринимаю других людей?

7

2,5

4,5

1.Что нужно, чтобы люди понимали друг друга?

2

0,5

1,5

2. Можем ли мы научиться понимать чувства других людей?

2

1

1

3. Как выбирать себе друзей?

1

0,5

0,5

4.Зачем уметь сдерживать себя?

2

0,5

1,5

13.

5. Что такое саморегуляция?

6

2

4

1. О вреде и пользе чувств

1

0,5

0,5

2. Как помочь себе, если испортилось настроение?

1

0,5

0,5

3. Как вести себя, если что-то болит?

2

1

1

4. Что делать, если не хочется идти в школу?

1

-

1

5. Как научиться отдыхать полезно?

2

-

1

14.

6. Мир моих мыслей

5

0

5

1. Я знаю

1

-

1

2. «Чего на свете не бывает?..»

1

-

1

3. Путешествие в «Цветной город»

1

-

1

4. «Лабиринты»

1

-

1

5. «Волшебные секреты»

1

1

15.

7. «Жили-были второклашки...»

-

1

-

Итого за год:

32

10

22

ВСЕГО ЧАСОВ

64

15

49

2.2. Учебно-тематический план программы

«Через самовыражение к самопознанию» для 3 - 4х классов

п/п

Наименование темы

Всего

аудиторных

часов

В том числе,

теорети-ческие

практи-ческие

3 КЛАСС

1

2

3

4

5

16.

1. Знаешь ли ты себя?

3

1

2

17.

2. Темперамент. Что это такое?

3

1

2

18.

3. Что такое память?

4

1

2

19.

4. Мозг - главный командный пункт организма

6

2

3

20.

5. Внимание

3

1

2

21.

6. Мозг и органы чувств

3

1

2

22.

7. Зачем человеку сон?

3

1

2

23.

8. Эмпатия

4

1

3

24.

9. Общение

2

1

2

25.

10. Как могу я выразить себя?

1

-

2

Итого за год:

32

10

22

4 КЛАСС

1

2

3

4

5

26.

1. Что мы знаем о себе? (Повторение)

3

1

2

27.

2. Фантазия

3

1

2

28.

3. Мир знаков и образов

4

2

2

29.

4. Выразительность

4

1

3

30.

5. Средства выразительности

3

1

2

31.

6. Психическая энергия и биополе

3

1

2

32.

7. Что такое способности?

3

1

2

33.

8. Уникальность и неповторимость каждого человека

3

1

2

34.

9. «Путешествие в Сообразилию»

3

1

2

35.

10. Твои возможности, человек

3

1

2

Итого за год:

32

11

21

Всего часов

«Через самовыражение к самопознанию»

64

21

43

Всего часов по программе

«Школа самовыражения»

128

36

92

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Содержание дисциплины «Учись управлять собой»

для 1 класса

Тема 1. «Путешествие в Психологию».

Занятие 1. «Познакомимся друг с другом».

Установление контакта. Как меня зовут? Как бы я хотел, чтобы меня называли? Что я люблю? - беседа по кругу.

Разминка:

1. Упражнение «Если весело живется, делай так!» (см. мет. пособия: 3.9).

2. Игра «Ну-ка угадай!»

Психогимнастика:

1. «Мы такие разные, разные, разные ...»

2. Этюд «Цветочек».

Эмоции: «Передай улыбку по кругу».

Цель: освоение коммуникативных умений.

Общение: игра «Комплименты» - Цель: овладение вербальными и невербальными средствами общения.

Поведение: Что делать, если я заблудился в школе? - моделирование ситуации.

Цель: Овладение навыками самостоятельного вхождения в контакт с незнакомыми людьми в школе, умением регулировать свои поведенческие реакции.

Заключение: введение группового правила: «Встречаемся и прощаемся с улыбкой». Песня Шаинского «Улыбка».

Цель: закрепление положительного эмоционального настроя.

Занятие 2. «Веселое путешествие ...»

Занятие проходит в форме сюжетно-ролевой игры, в ходе которой педагог ведет свой рассказ-легенду и постепенно вводит понятия: наука, Психология, миф о Психее, душа, внутренний мир человека, мысли, чувства, действия. На "веселых остановках" проводятся игры, упражнения.

Тема 2. «Сказка про меня самого».

Занятия 1-5. Я сам; Кто Я?; Какой Я?; Я знаю ...; Я умею ...; Я хочу ...; Я могу ...; Я - человек.

Постепенно, в игровой форме, дети усваивают и осознают основные понятия, что у каждого человека есть:

  • «внутренний мир» - это мои мысли, чувства, желания;
  • «внешний мир» - это мое поведение, действия, общение с другими людьми; к внешнему миру также относится - «мир вокруг меня» - это то, что меня окружает - природа, вещи, люди.
  • особенности человека: речь, мышление, смех, плач, доброта, работа, семья и др. Дети постепенно осознают свою половую принадлежность и соответствующие ей социальные роли.

Тема 3. Я хочу здоровым быть!

Занятие 1. Зачем человеку отдых?

Какой бывает отдых, как восполнить силы? Биологические ритмы в природе.

Занятие 2. «Сон приходит на порог ...» Сколько времени нужно спать? Как засыпать и просыпаться? Что такое «Заячий синдром» и почему он вреден?

Тема 4. «Путешествие в страну Сообразилию».

Занятия 1 - 2. «Путешествие на остров Внимание».

Учимся сосредотачивать и направлять свое внимание. Постепенно дети знакомятся с тем, как улучшить свое внимание. Все игры и упражнения носят развивающий и диагностический характер.

Занятия 3 - 4. «Путешествие в царство Мнемозины».

Миф о Мнемозине. Тренинг мнемических способностей. Помимо игр, включаются рассказы по кругу, рассказывание сказок «наоборот» с конца.

Занятия 4 - 6. «Путешествие на остров Фантазия».

Сочиняем сказку «Чего на свете не бывает?» Детям предлагается тема для рисования: «Волшебный лес» и «Несуществующие животные». В этюдах на психогимнастике они изображают фантастических персонажей и т.д.

Занятия 7 - 8. «Путешествие на остров Мышление».

Детям дается понятие мышления и представление о том, как оно функционирует: мышление - это умственные способности человека, которые у всех людей имеют свои особенности. Детям предлагается ряд игр, упражнений и испытаний на развитие логического мышления и познавательных способностей. Используются игры настольные и подвижные, соревнования в командах, с мячом и т.д.

Занятия 9 - 10. Волшебные секреты. Сообщая основные моменты темы, повторяются и закрепляются приемы эффективной мыслительной деятельности, приемы запоминания и управления информацией.

Тема 5. «Путешествие в Чувствилию».

Занятие 1. «Путешествие на остров чувств». Мир мы познаем благодаря органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу. Все занятие построено на поочередном акцентировании каждого чувства в играх, упражнениях, этюдах.

Занятие 2. «Путешествие на остров эмоций». Какие бывают эмоции? Как их различать? Почему мы обижаемся? Вредные и полезные эмоции.

Занятие 3. «Путешествие в долину Настроения». Что такое настроение? У кого оно бывает? Какое бывает настроение? Могут ли предметы, которые меня окружают, изменить мое настроение?

Занятие 4. Волшебные секреты. Что делать, когда мне тревожно, страшно или боязно? Как изменить плохое настроение? Как овладеть элементами аутотренинга.

Тема 6. Как я выражаю свои мысли и чувства?

Занятие 1. "Ты мне слов не говори, ты мне слово покажи".

Овладение навыками невербального общения, языком тела и жестов. В занятия включаются этюды, игры, упражнения, основанные на пантомиме. Рассказываются стихи руками.

Занятие 2. «Про улыбку и многое другое».

Незаконченная история «Про улыбку» Г. Абрамовой. Игры, песни, рисование. Данное занятие должно помочь детям осознать важность положительного настроя для того, чтобы быть успешным.

Занятие 3. Три подружки.

«Злюка», «Плакса», «Резвушка». Как музыканты и художники передают характер, настроение в своих произведениях, какие средства выразительности для этого используют?

Тема 7. Мир, в котором я живу.

Занятие 1. "Я" и моя семья. Зачем человеку семья? Кто "Я" в семье? Как сберечь семью? Культура чувств. Рисуем: «Моя семья».

Занятие 2. Я и мои друзья. Что такое дружба? Какие чувства испытываем мы по отношению к друзьям? Кого можно назвать настоящим другом? Диагностическая игра «Секрет».

Занятие 3. Я в школе. Мои проблемы в школе: с учителями, одноклассниками, уроками. Мое настроение в школе и после нее. Что делать, если не хочется идти в школу?

Занятие 4. Я и другие. Люди, которые окружают меня. Правила поведения в общественных местах, проблемные ситуации социального взаимодействия. Чужие секреты. Как вести себя с незнакомыми людьми? Как появляются друзья и знакомые?

Тема 8. «Сочиняем сказку...». Про себя и многое другое...

Обобщение того, что дети узнали о себе, об особенностях человека, его чувствах, мыслях, поведении и общении, о том, как можно управлять своими мыслями, чувствами и действиями.

«Жили-были первоклашки...» - это диагностический обобщающий урок, где при помощи игр, рисунков, методики «незаконченных предложений», упражнений («Эмоциональный термометр») и т.п. педагог получает информацию о том, каково эмоциональное самочувствие ребенка, находится он в состоянии эмоционального комфорта или дискомфорта.

3.2. Содержание дисциплины «Учись управлять собой»

для 2 класса

Тема 1. Самосознание и образ "Я".

Занятие 1. О букве «Я». Кто Я? Какой Я? Зачем Я? - внутренний мир человека. Чем отличается человек от животных, а мальчик от девочки? Почему у каждого есть свои неповторимые особенности?

Занятие 2. Я думаю, чувствую, действую. Моя душа - разнообразный мир чувств, эмоций, грез, фантазий. Чувствами можно управлять. Что бывает, когда чувства управляют людьми? Как можно выразить свои чувства, мысли? (словом, жестом, мимикой, в танце, в мелодии, в живописи и т.д.)

Занятие 3. Мое тело, душа, дух. Тело - физическое состояние, его можно увидеть, потрогать, ощутить - это наш «биоскафандр». Душа - это то, что мы чувствуем, понимаем, осмысляем... А дух - это наши взгляды, убеждения и сила воли.

Занятие 4. Я - человек, личность - единственный, неповторимый и уникальный.

Обобщающий урок. В групповой дискуссии ребята размышляют о том, что они знают о себе, чем они отличаются от своих одноклассников, сверстников, взрослых людей. Вводится понятие «опыт», «жизненный опыт», «личный опыт». Рисуем «Автопортрет».

Тема 2. Самооценка. Что такое самооценка? Где начинается самооценка? Кто оказывает влияние на нашу самооценку? Как стать человеком, который может оценить себя сам?

Тема 3. Мир наших чувств.

Занятие 1. Как появляются чувства? Причины появления чувств. Как научиться понимать наши чувства?

Занятие 2. Как меняются чувства? Почему? Как научиться управлять нашими чувствами?

Занятие 3 - 4. Мы можем научиться понимать наши чувства.

Если будем различать два вида боли: физическую и эмоциональную. Причины их возникновения. (Решение простейших логических ситуаций, см. Джилл Андерсон «Думай, пытайся, развивайся».) Язык - ключ к нашим чувствам.

Занятие 5 - 6. Мы можем научиться управлять нашими чувствами. Если научимся осознавать причину возникновения отрицательных эмоций. Что такое «умственный мусор» и как от него избавиться?

Тема 4. Как я воспринимаю других людей?

Занятие 1. Что нужно, чтобы люди понимали друг друга? Овладение вербальными и невербальными средствами. Доверительность, открытость, внимание и любовь людей друг к другу. Овладение приемами активного слушания. Игры, драматизации, ситуации.

Занятие 2. Можем ли мы понимать чувства других людей?

Способы выражения чувств: агрессивный, сдержанный, миролюбивый. Овладение конструктивными приемами общения. Какие чувства испытывает добрый человек? Зло и Добро.

Занятие 3. Как выбирать друзей? Что такое настоящая дружба? Какие отношения должны быть между друзьями? Всякий ли человек может быть другом? Друзей выбирают или ими становятся? Важные качества настоящего друга: верность, внимание, требовательность, бескорыстие.

Занятие 4. Надо уметь сдерживать себя. Что является причиной невыдержанности? Капризные дети. Как к ним относятся взрослые и другие дети? Как воспитывать в себе сдержанность? Что бывает, когда чувства руководят нашими мыслями и действиями?

Тема 5. Что такое Саморегуляция?

Занятие 1. О вреде и пользе чувств. Положительные и негативные эмоции. Стресс. Эмоциональное поле человека, как оно влияет на людей, которые нас окружают. Значимость положительных эмоций на работоспособность и успешность в деятельности.

Занятие 2. Как помочь себе, если испортилось настроение?

Овладение элементами аутотренинга. Переключение на приятное дело. Анализ причины «боли», устранение «умственного мусора».

Занятие 3. Как вести себя, если что-то болит? Как ведут себя дети, когда у них что-то болит? Всегда ли дети чувствуют боль от полученной травмы, когда заняты игрой? Внутренняя боль и ее опасность. Что помогает превозмочь боль? К кому обратиться за помощью?

Занятие 4. Что делать, если не хочется в школу? Почему детям иногда не хочется идти в школу? Что они в этом случае придумывают? Что
надо делать, чтобы дети охотно ходили в школу? С кем можно посоветоваться?

Занятие 5. Наука отдыхать. Надо ли планировать свой отдых? Как быстро и хорошо выполнять домашние задания? Как проводить время после школы, в выходной, на каникулах?

Тема 6. Мир моих мыслей.

Занятие 1. Я знаю ... Игры на развитие логического мышления, развитие познавательных способностей.

Занятие 2. «Чего на свете не бывает?» Фантазия - что это такое? Развитие у детей в играх и упражнениях творческого воображения. Рисование сказки ...

Занятие 3. Путешествие в «Цветной город». Развитие пространственных отношений, владение соответствующей лексикой, приобретение детьми опыта свободной пространственной ориентировки в умственном плане.

Занятие 4. «Лабиринты». Игры на развитие логического мышления, пространственного воображения, ориентации в пространстве. Использование настольного и напольного лабиринтов.

Занятие 5. «Волшебные секреты». Дети рассказывают о том, какие способы снятия умственного напряжения они знают, как можно развивать свои познавательные процессы.

Обобщающий урок «Жили-были второклашки» - диагностический. Сценарий урока включает игры, изобразительную деятельность, методику «незаконченные предложения», упражнение («Эмоциональный термометр»), игровое моделирование с элементами драматизации: «Сочиняем сказку про нас, про второклашек».

Педагогическая цель - получение информации об эмоциональном самочувствии второклассников, степени их адпированности к школьному обучению, определение степени социальной адаптированности в социуме.

Содержание дисциплины «Через самовыражение к самопознанию», 3 класс

Тема 1. Знаешь ли ты себя?

Занятие 1.Что мы знаем о себе? Беседа о единстве тела, души и духа, краткий рассказ педагога, самодиагностика, игры

Занятие 2-3. Где живет душа моя? - дискуссия. Упражнения на осознание единства мыслей, чувств и действий. Игровое моделирование ситуаций на темы «Я в школе», «На улицах города», «Иногда мне бывает грустно...», «Если радость вдруг пришла».

Тема 2. Темперамент. Что это такое?

Занятие 1. Учение Гиппократа о темпераменте. Теория великого Павлова о темпераменте - рассказ учителя, беседа, игровое моделирование, игры, упражнения на определение темперамента (по рисунку, описанию, музыке).

Занятие 2-3. Способы проявления темперамента в речи, движениях чувствах. Игровое моделирование: «В гости к нам пришел флегматик...», «В гости к нам пришел сангвиник...», «В гости к нам пришел холерик», «В гости к нам пришел меланхолик...»

Тема 3. Что такое память?

Занятие 1. «Воспоминания о путешествии в царство Мнемозины» Миф о Мнемозине. Тренинг мнемических способностей. Воспоминания школьников о путешествии в 1 классе, беседа, психологические опыты, самодиагностика, советы психолога.

Занятие 2. Какая бывает память? Рассказ по Н. Коростелеву, психологические игры, опыты, элементы самодиагностики.

Занятие 3. Тайны хорошей памяти - беседа. Способы развития памяти. Тренинг мнемических способностей.

Тема 4. Мозг - главный командный пункт организма.

Занятия 1 - 2. «Мозг - главный командный пункт организма» - беседа, чтение и обсуждение рассказов А. Дорохова: «Мозг», «Нервы».

Дискуссия: «Что я узнал о себе». «Что есть познание?»

Д/З: попытаться найти новую информацию о мозге в Детской энциклопедии

Занятие 3. Все ли умеют думать? Что значит разумно мыслить? Беседа, практические советы психолога, игры, упражнения

Занятие 4. Как я осознаю самого себя? Игры, упражнения по Дж. Скотт «Техника силы ума».

Занятие 5. Учусь управлять своими мыслями. Тренинг, психологический опыт «Маятник».

Тема 5. Зачем нужно внимание?

Занятие 1. Слушать и слышать. Внимание - это направленность и соредоточенность на объекте. Как можно овладеть способами развития сосредоточенности и направленности внимания?.

Занятие 2. Что может улучшить внимание? Беседа, психотехнические игры на овладение способами развития сосредоточенности и направленности внимания.

Занятие 3. Развиваю внимание: упражнения, тренинг рефлексивного и нерефлексивного слушания

Тема 6. Мозг и органы чувств: Как мы воспринимаем мир?

Занятие 1. «Мир звуков» - аудиальное восприятие мира. Развиваю аудиальное восприятие и слуховые ощущения.

Занятие 2. «Мир красок и форм» - визуальное восприятие мира. Развиваю свои ощущения. Иллюзии визуального восприятия.

Занятие 3. Можно ли увидеть звуки и услышать предметы?" - синестезия. Краткий рассказ педагога, беседа (наглядный материал), самодиагностика, музыкотерапия, эстетотерапия, выставка детских рисунков «Я вижу музыку», игры, упражнения, тренинг сенсорной сферы

Тема 7. «Зачем человеку сон?»

Занятие 1. Умеешь ли ты отдыхать? Дискуссия, игры, рисование своих снов, психологический опыт, советы психолога.

Занятие 2. Какие сны ты видишь? О чем говорят сны... Игра «Если бы это был мой сон, то я бы подумал..., почувствовал..., решил... »

Занятие 3. Влияет ли настроение на наши сны? Можно ли управлять настроением во сне. Сон - это информация о чем?

Тема 8. Эмпатия.

Занятие 1. Можно ли чувствовать дерево? - дискуссия. Упражнения - эмоциональные этюды с последующей рефлексией чувственного опыта.

Занятие 2. Может ли другой человек чувствовать мое настроение? Как я чувствую настроение другого человека? Рисование, игровое моделирование, упражнение «Скульптура» с последующей обратной связью участников.

Занятие 3. Эмпатия - сопереживание Другому, беседа, чтение художественной литературы, этюды, тренинг на развитие эмпатических чувств, сопереживания.

Занятие 4. «Чем я могу помочь другу, если у него случилась беда». Трудная жизненная ситуация - что это такое. Как правильно помочь пережить трудную ситуацию. Трудные чувства бывают? Что делать если очень тяжело, как пережить боль? Сопреживание - это понимание чувств другого, сочувствие ему и способность помочь.

Тема 9. Общение.

Занятие 1. Общение - это когда я передаю и получаю информацию, воспринимаю другого человека и пытаюсь его принять, взаимодействую с ним. Коммуникативные игры: на установление, поддержание и завершение контакта.

Занятие 2. Роли, которые мы играем в жизни. Может ли ребенок быть в роли взрослого..., а родителя..? - дискуссия, психотехничес4кие игры. Моделирование ситуаций общения с позиций состояний «Я» - взрослый, родитель (критичный, кормящее-заботливый), ребенок - естественный, «бунтарь», «послушный».

Занятия 3 - 4. Каким я бываю? Игры, психотехнические игры, игровое моделирование: ситуации типа "В магазине", "В библиотеке", "В театре", "Ссора во дворе", "Беда в дороге"; тренинг коммуникативных умений, а также действий в экстремальной ситуации

10. Обобщающий урок «Как могу я выразить себя?» - дискуссия, игры, тренинг «Ступени моего роста».

3.4. Содержание дисциплины «Через самовыражение к самопознанию», 4 класс

Тема 1. Что мы знаем о себе? (Повторение).

Занятие 1. Как я познаю мир? Как я чувствую мир? Зачем нужен мозг и что такое нервы? - Беседа, диагностика, психотехнические и развивающие игры по Никитиным.

Занятие 2. Как темперамент влияет на мое поведение? - викторина, психологические опыты. Тренинг позитивного самовнушения в напряженной ситуации.

Занятие 3. Можно ли управлять своими мыслями, чувствами и действиями? - психологические опыты. Кинестетические упражнения на выражение мыслей и чувств. Метод аутотренинга - «Я вырастаю здоровым, крепким и уверенным».

Тема 2. Фантазия.

Занятие 1. Мои фантазии - рассказ педагога, придумыв

Просмотров: 750 | Добавил: lnevery | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025Конструктор сайтовuCoz